Нижеприведенная таблица разработана KONSTANTA КОНКУРС (ООО "Константа-К") для осознания Закона о контрактной системе.

Подробнее узнать о Законе и деталях его применения можно на обучающих мероприятиях KONSTANTA КОНКУРС

Ближайщие семинары на сайте WWW.KONCTANTAK.RU в разделе Новые семинары

В таблице используются сокращения:

КС- контрактная система, БУ- бюджетное учреждение, КУ- казенное учреждение, ЕИС- единая информационная система, СМП -субъекты малого предпринимательства, СОНКО - социально ориентированные некоммерческие организации, ОМС- обязательное медицинское страхование, РНП-реестр недобросовестных поставщиков, НПА- нормативные правовые акты,  Н(М)Цк – начальная (максимальная) цена контракта, ОИК – обеспечение исполнения контракта, орган МСУ – орган местного самоуправления.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года,

за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
2. Пункт 16 части 3 статьи 4, статьи 16, 17, 18, части 1 - 10, 12 - 15 статьи 21, часть 1 статьи 23, пункты 1 и 2 части 4 статьи 38 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2015 года.
3. Пункт 2 части 1, пункты 1 - 3 части 3 статьи 4, статья 20, часть 11 статьи 21, часть 2 статьи 23, часть 5 статьи 26, пункт 3 статьи 42, часть 1 статьи 97, часть 5, пункт 1 части 8 статьи 99, пункт 12 части 2 статьи 103, пункт 5 части 3 статьи 104 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2016 года.
4. Часть 4 статьи 23 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2017 года.

 

№ п/п

Вопрос

Суть нововведений:

1

Сфера действия

закона о КС

Закон регулирует отношения, связанные с приобретением товаров, работ, услуг (далее - ТРУ), в том числе связанные с приобретением недвижимого имущества или арендой имущества.

2

Терминология

Вместо размещения заказов – «закупки» и «определение поставщика»

3

Субъекты, на которые

распространяются

положения закона

Помимо гос. и мун.заказчиков, бюджетных учреждений, закон применяют в некоторых случаях автономные учреждения и унитарные предприятия (по кап.вложениям в объекты гос., мун. собственности) и иные юрлица (в рамках бюджетных инвестиций)

4

Принципы

-открытости;

-прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок;

- обеспечения конкуренции;

- профессионализма заказчиков:

- стимулирования инноваций;

-единства контрактной системы в сфере закупок;

- ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- эффективности осуществления закупок

5

Закупки бюджетных

учреждений

Закупки бюджетных учреждений «раздваиваются»: за счет субсидий – закон о КС, а за счет «заработанных» средств (кроме средств ОМС), грантов – Закон № 223-ФЗ (если БУ примет соответствующее положение)

6

Информационное

обеспечение

Единая информационная система в сфере закупок - совокупность информации, указанной в части 3 статьи 4 ФЗ

о КС и содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, включающая:

-планы закупок; планы-графики; информацию о реализации планов закупок и планов-графиков;

-информацию об условиях допуска иностранных товаров, работ (услуг) выполняемых (оказываемых)иностранными лицами, условия применения национального режима – национальный режим –исключение, а не правило;

-информацию о закупках, об исполнении контрактов;

- реестр контрактов, реестр недобросовестных поставщиков (РНП);

- библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;

- реестр банковских гарантий;

- реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;

-перечень МФО, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также МФО, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;

-результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок ;

-отчеты заказчиков, предусмотренные ФЗ о КС (о закупках у СМП И СОНКО, об обоснованности закупки у единственного поставщика);

-каталоги ТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- нормативные правовые акты;

-информацию о складывающихся на товарных рынках ценах ТРУ, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками запросах цен ТРУ;

- иные информацию и документы, размещение которых в ЕИС предусмотрено ФЗ о КС и 223-ФЗ.

7

Организация

электронного

документооборота

Обмен электронными документами осуществляется с использованием ЕИС.

Также предусмотрено:

• использование усиленной неквалифицированной электронной подписи (УНЭП);

• заявки, окончательные предложения и др. документы должны быть подписаны УНЭП и поданы с использованием ЕИС;

• Минэкономразвития России совместно с Минкомсвязи России и ФАС России должны установить:

 - порядок использования УНЭП в ЕИС, на электронных площадках (ЭП),

- порядок взаимодействия УЦ с ЕИС и ЭП,

- ответственность УЦ.

• Минэкономразвития совместно с ФСБ должны установить:

- требования к сертификатам ключей подписей.

- Подачу заявок на конкурс можно предусмотреть только в бумажной форме. По другим закупкам – участник всегда может подать электронную заявку!

8

Централизация

закупок

Новые варианты централизации закупок:

- в специальном казенном учреждении (одном или нескольких)

- функции уполномоченного органа могут быть расширены (могут быть распространены на стадии планирования, заключения и исполнения контрактов)

-закупки могут быть централизованы в отраслевом ведомстве (орган исполн. власти, орган МСУ) для своих тер.органов и подведомственных учреждений

-полномочия по муниципальным закупкам по соглашению между субъектом федерации и муниципальным образованием могут быть переданы на уровень субъекта федерации

9

Планирование

закупок

Планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения:

1) планов закупок (утверждаются на срок закона о бюджете соответствующего уровня);

2) планов-графиков (утверждаются на один фин. год)

Содержание плана закупки

Содержание плана-графика

1) идентификационный код закупки;

2) цель закупки;

3) наименование объектов, а также объем закупки;

4) объем финансового обеспечения закупки;

5) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

6) обоснование закупки;

7) информация о технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного

или специализированного характере закупки;

8) информация об обязательном общественном обсуждении закупки.

1) идентификационный код закупки;

2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, а также объем закупки

3) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

4) Н(М)Цк, ЦК заключаемого с ед. поставщиком

5) обоснование закупки;

6) размер аванса и этапы оплаты (если предусмотрены);

7) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;

8) способ определения поставщика и обоснование выбора этого способа;

9) дата начала закупки;

10) информация о размере обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта;

11) информация о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика

(подрядчика, исполнителя);

12)информация о банковском Сопровождении контракта.

Планы-графики на 2014 – 2015 годы размещаются по существующим в рамках 94-ФЗ правилам.

 

Обоснование закупок

-Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика

Цель: установление соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок.

-При формировании плана закупок обоснованию подлежит объект закупки исходя из:

- необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки,

- установленных требований к закупаемым ТРУ (в том числе предельной цены ТРУ) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов – см. нормирование закупок (ст. 19).

-При формировании плана-графика обоснованию подлежат:

- Н(М)Цк, цена контракта у ед. поставщика;

- Способ определения поставщика, в том числе дополнительные требования к участникам закупки.

-Оценка обоснованности осуществления закупок проводится в ходе мониторинга закупок, аудита в сфере

закупок и контроля в сфере закупок.

 

Нормирование

закупок

-Нормирование - установление требований к ТРУ (в том числе предельной цены ТРУ) и (или) нормативных

затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов. Общие правила нормирования определяются Правительством РФ;

Правила нормирования определяют Правительство РФ, высшие исполнительные органы госвласти субъектов РФ, местные администрации, а также государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», муниципальные органы.

 

Обязательное

общественное

обсуждение закупок

- Случаи общественного обсуждения и его порядок определяются Правительством РФ.

-В 2014-2015 годы общественное обсуждение проводится в порядке, определяемом Минэкономразвития

России, в случае, если Н(М)Цк превышает один миллиард рублей.

-НПА субъектов РФ и МО в дополнение к случаям, установленным Правительством РФ, могут быть

установлены иные случаи общественного обсуждения и принят свой порядок общественного обсуждения в этих случаях.

- По результатам общественного обсуждения закупок могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-

графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены.

-Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения!

10

Контрактная служба

- Заказчики, совокупный годовой объем закупок, которых в соответствии с планом-графиком превышает 100

млн. руб., создают контрактные службы (создание специального структурного подразделения не является обязательным).

- Если совокупный годовой объем закупок не превышает 100 млн. руб. и отсутствует контрактная служба,

заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок,

включая исполнение каждого контракта - контрактного управляющего.

Функции и полномочия:

1) разрабатывают план закупок, осуществляют подготовку изменений для внесения в план закупок,

размещают в единой информационной системе план закупок и внесенные в него изменения;

2) разрабатывают план-график, осуществляют подготовку изменений для внесения в план-график,

размещают в единой информационной системе план-график и внесенные в него изменения;

3) осуществляют подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов, подготовку и направление приглашений принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) закрытыми способами;

4) обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;

5) участвуют в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков (подрядчиков,

исполнителей) и осуществляют подготовку материалов для выполнения претензионной работы;

6) организуют в случае необходимости на стадии планирования закупок консультации с поставщиками (подрядчиками, исполнителями) и участвуют в таких консультациях в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

7) осуществляют иные полномочия, предусмотренные ФЗ о КС.

При централизации закупок - осуществляют полномочия, предусмотренные ФЗ о КС и не переданные

соответствующим уполномоченному органу, уполномоченному учреждению.

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или

дополнительное профессиональное образование в сфере закупок!

11

Комиссии по

осуществлению

закупок

- Число членов котировочной комиссии, комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе

предложений и окончательных предложений должно быть не менее чем 3 человека;

- В состав комиссии не могут быть включены лица, которые были привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки

-Расшифрованы «родственные связи», которые не позволяют быть членом комиссии:

• физические лица, состоящие в браке с руководителем участника закупки, являющиеся близкими

родственниками:

1. родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и  внуками),

2. полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами,

• усыновителями руководителя или усыновленными руководителем участника закупки.

Об очередном заседании членов комиссии должен уведомлять Председатель комиссии

При проведении совместных торгов, кто и когда утверждает комиссии должно быть написано в соглашении о проведении совместных торгов.

• В состав такой комиссии включаются представители сторон соглашения пропорционально объему

закупок, осуществляемых каждым заказчиком, в общем объеме закупок, если иное не предусмотрено соглашением

Требования к квалификации членов комиссии:

• Заказчик включает в состав комиссии преимущественно лиц, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лиц, обладающих специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

12

Начальная

(максимальная) цена

- Установлены следующие методы определения и обоснования Н(М)Цк, а в случаях, предусмотренных

Законом о КС, цены контракта, заключаемого с ед. поставщиком (далее – Н(М)Цк) (ст. 22):

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

Определение Н(М)Цк может осуществляться посредством применения одного или нескольких методов.

Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) - установление Н(М)Цк на основании информации о рыночных ценах идентичных* ТРУ, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных** ТРУ.

Идентичнымипризнаются ТРУ, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.

Однороднымитоварами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или)быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.

Однородными работами, услугами признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми.

При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка):

- информация о ценах должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки

коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

-заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров,

работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

- заказчиком могут использоваться:

- общедоступная информация о рыночных ценах,

- информация о ценах, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей),

осуществляющих поставки идентичных или однородных Т.Р.У;

- информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.

Метод сопоставимых рыночных цен(анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования Н(М)Цк.

Нормативный методзаключается в расчете Н(М)Цк на основе требований к закупаемым ТРУ, установленных

заказчиком в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.

Тарифный методприменяется заказчиком, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых ТРУ

подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

Проектно-сметный методзаключается в определении Н(М)Цк на:

1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании

проектной документации;

2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение таких работ.

Затратный методприменяется в случае невозможности применения иных методов или в дополнение к иным методам.

Данный метод заключается в определении Н(М)Цк как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. Информация об обычной прибыли для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе, других общедоступных

источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

-В случае невозможности применения указанных выше методов заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование Н(М)Цк заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.

-Правительство Российской Федерации вправе установить для отдельных видов, групп товаров, работ, услуг исчерпывающий перечень источников информации, которые могут быть использованы для целей определения начальной (максимальной) цены контракта.

- Методические рекомендации по применению методов определения Н(М)Цк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок (Минэкономразвития России);

-Правительство Российской Федерации вправе определить сферы деятельности, в которых устанавливается порядок определения Н(М)Цк, и федеральные органы исполнительной власти (далее –ФОИВ), Государственную корпорацию по атомной энергии «Росатом», уполномоченные устанавливать такой порядок.

13

Требования к

техническому

заданию

-Установлены правила описания объекта закупки (ст. 33):

- описание должно носить объективный характер, указываются функциональные, технические и

Качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта

Закупки (при необходимости);

- использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупкистандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических икачественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническимирегламентами, стандартами и иными требованиями. В противном случае в документации о закупкедолжно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований,обозначений и терминологии,

-описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии,

результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской

Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

-документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;

-документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;

Лекарственные средства – по МНН. ТН можно указать также в случае закупки ЛП для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям);

-поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром,  который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки.

-Документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и(или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

14

Указание товарных

знаков

- Не должны включатьсятребования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации,

работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

- Конкурсная документация может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта.

-При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимоститоваров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

15

Закупки без указания

объёма (торг за единицу)

-Раньше по Закону № 94-ФЗ:

1.выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования,

2.оказание услуг связи,

3.оказание юридических услуг

-По ФЗ о КС:

1. выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования,

2. оказание услуг связи,

3. оказание юридических услуг,

4. оказание медицинских услуг,

5. оказание образовательных услуг,

6. оказание услуг общественного питания,

7. оказание услуг переводчика,

8. оказание услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа,

9. оказание гостиничных услуг,

10. оказание услуг по проведению оценки